Home   О мастере

О мастере

Алексей Алексеевич Королюк (16.02.1933 — 10.05.2002) — советский и российский скульптор и медальер. Выпускник факультета монументально-декоративной скульптуры ЛВХПУ им. Мухиной 1960 года, член Союза художников СССР с 1965 года,  первый президент Клуба медальеров Ленинграда. Участник международных выставок : Афины (1966 г.), Париж  FIDEM (1967 г.), Прага (1969 г.), Братислава (1970 г.), Хельсинки FIDEM (1973 г.), Дюссельдорф (1974 г.), Будапешт (1977 г.), Бухарест (1979 г.). Кавалер Ордена Дружбы народов 1968 года.

 

Алексей Алексеевич Королюк родился 1933 года в семье одного из руководителей ленинградской промышленности, трагически погибшего во время блокады. Подростку, оставшемуся с матерью, впоследствии нужно было решить дилемму: отдать ли предпочтение музыкальной деятельности или посвятить себя изобразительному искусству. И в том, и в другом Алеша проявлял значительные способности.

Бывший блокадный мальчишка, простаивавший часами в тяжкие блокадные годы на берегу Невы, чтобы скромными уловами рыбешки как-то поддержать любимую мать и себя, страдающих дистрофией, был покорен уникальной красотой нашего города и под её воздействием решил заниматься искусством.

После занятий в Таврической художественной школе (ныне Училище имени Н.И. Рериха) он поступил и в 1961 году с отличием окончил высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (ЛВХПУ), как тогда именовалось бывшее Училище технического рисования барона Штиглица. На факультете монументально-декоративной скульптуры он занимался под руководством профессора В.Л. Симонова, широко известного по воссозданию в 1947 году фигуры Петергофской статуи Самсона, уничтоженной фашистами во время войны. Среди учителей был также и В.И. Ингал, автор памятника Римского-Корсакову в Петербурге.

М.А. Чаркина, искусствовед.

Созданные А.Королюком после окончания ЛВХПУ монументальные работы относятся к  теме, связанной с защитой советской власти и войной: памятник М.В.Фрунзе перед Арсеналом, гатчинский мемориал подпольщикам, памятник-саркофаг погибшим во время Отечественной войны сотрудникам научного объединения «Поиск», памятник летчику-герою Ермилову.

Следует включить выполненный в соавторстве с давним коллегой В.С.Ивановым трехметровый рельеф «М.В.Ломоносов» для подземного перронного зала одноименной станции метро "Ломоносовская" в Ленинграде.

Тонким лиризмом и теплотой отмечена портретная беломраморная доска А.Н.Радищеву, установленная на здании церкви Волковского кладбища, где по преданиям был захоронен опальный писатель, могила которого не сохранилась.

Многие рельефы, в основном портретные, выполнены скульптором для отечественных военных кораблей и атомоходов.

В настоящее время завершается работа над серией монументальных медальонов «Великие зодчие Петербурга» в соавторстве с профессором В.С.Васильковским для подземного вестибюля станции метро «Невский проспект».

Таковы некоторые из монументальных работ скульптора, для которого основным делом жизни стало все же медальерное искусство, носившее в нашей стране вплоть до шестидесятых годов отпечаток некоторой сухости, как по изобразительным средствам, так и по идейной направленности. Лишь появление работ группы талантливых скульпторов, среди которых были Игорь Дараган, Марк Шмаков, Юрий Нерода, Вера Акимушкина, Аглая Кнорре, Ангелина Леонова, Ангелина Филиппова-Рукавишникова и, в первую очередь, Алексей Королюк, привело к Ренессансу советской художественной медали, достойно обогатившей мировое медальерное творчество и послужившей стимулом и школой для творцов более молодых поколений. К этому хочется добавить пусть субъективное, но искреннее убеждение автора данных заметок, посвятившего собиранию и изучению медали полувековую часть жизни, что, вероятно, дает ему право выразить свое мнение. Медаль – это самый высокий вид изобразительного творчества. Можно быть хорошим рисовальщиком, прекрасным скульптором, великолепным графиком, блестящим прикладником и даже живописцем, но чтобы создать полноценную медаль, нужно обладать в полной мере всем этим комплексом художественных способностей, добавив к ним еще и обширные познания в истории и культуре.
Уже одной из первых своих медалей, посвященной Матвею Казакову и экспонировавшейся на зональной выставке в 1964 году, Королюк заявил о себе как о большом мастере. Лаконизм и выразительность портрета, безупречная композиция обеих сторон позволяет отнести эту работу к жемчужинам отечественного медальерного искусства.

С тех пор Мастером было создано свыше шестидесяти тиражированных Монетным двором медалей и плакет весьма широкого тематического диапазона. Естественно, основной была тема, связанная с русской историей, культурой и её выдающимися деятелями. Подвиг России в Отечественной войне 1812 года всегда живет в благодарной памяти народа. Одному из героев войны, Михаилу Илларионовичу Кутузову, посвящена медаль, созданная Королюком к 150-летию со дня его смерти. Островыразительный портрет проставленного полководца на лицевой стороне дополнен словами А.С.Пушкина – на оборотной: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России».

В 1964 году отмечался 250-летний юбилей победы русских моряков при Гангуте. Это событие в разное время было отмечено выпуском более тридцати нумизматических памятников. Тем сложнее оказалась задача, поставленная перед автором юбилейной медали, ибо велик был соблазн повторить сюжет одного из ранее созданных произведений. Медальер с честью справился с ней. Им была создана совершенно оригинальная медаль, в очередной раз достойно отразившая одну из побед Петра 1 с его выразительным портретом на фоне сцены морского боя. Петровская тема позднее была продолжена автором и в других медалях. Так на реверсе медали Кораблестроительного института помещен прекрасно вылепленный ботик Петра и его призыв: «Морским судам быть!».

К одной из вершин творчества медальера относится медаль в память 600-летия Куликовской битвы. Её созданию предшествовала подготовительная работа, знакомство со многим историческими и иконографическими материалами. Например, прежде чем «посадить» Дмитрия Донского на коня, автором были внимательно осмотрены лошади Конной школы высшего спортивного мастерства, сделаны многочисленные наброски и эскизы. В отборе лошадей для «натуры» принимал участие лучший в то время эксперт по коневодству, ныне покойный С.Н.Рошаль. В истории создания этой медали имеется такая «достопримечательность». На оригинале герой битвы был изображен перед знаменем Спаса, а надпись гласила: «Князь Дмитрий Донской». Ленинградским Монетным двором уже были отчеканены пробные образцы, когда бдительные партийные функционеры потребовали исключить из композиции голову Спаса и слово «князь». Основная часть тиража штамповалась «исправленными» штемпелями. Попутно заметим о желательности повторения тиража данной медали авторскими штемпелями, тем более, что они сохраняются на заводе. Это оправдано исключительной популярностью темы в современном обществе и её высокими художественными достоинствами.

Работа Королюка над медалями свидетельствует об исключительной добросовестности скульптора и его стремлении обогатить избранную тему содержательными и емкими лицевыми и, в равной степени, оборотными сторонами. На созданной к 1978 году к 150-летию Технологического института медали помещено шесть клейм-медальонов с портретами выдающихся ученых. Каждая из этих пластических миниатюр могла бы послужить оригиналом для самостоятельной медали. Также «многодельны» медали, посвященные Горному, Строительному, Кораблестроительному, Холодильному, Авиационному имени Можайского институтам, Академии Художеств и другим заведениям нашего города.

В 1975 году в Ленинграде прошел Международный ботанический конгресс. Его эмблему – земной шар на фоне листа березы поместил художник на плакетке, специально выпущенной к этому событию. На оборотной стороне виртуозно вылепленная фигурка богини Флоры. Конгресс проводился под эгидой Международного союза биологических наук, отмечавшего в том же году 125-летний юбилей. Ему посвящена вторая плакета с портретом Карла Линнея, систематизировавшего животный и растительный мир. Шведский коллекционер Ульф Нордлинд неоднократно отмечал сохраняющийся до сего времени особый интерес, проявляемый земляками ученого к данной плакете.

Среди работ автора – медаль, выпущенная к 225-летию Академии Художеств в 1982 году. Она знаменательна тем, что впервые в советской медальерной истории в ней помещено изображение старой русской медали, чеканенной по случаю основанию Академии. Этот факт послужил своеобразным стартом для многих авторов, использовавших впоследствии этот приме при создании памятных монет и медалей. И еще одна интересная деталь: здание Академии показано с фигурой Афины, богини художественного мастерства, венчавшей до начала девятисотых годов купол. Впоследствии из-за ветхости фигура была снята. Хочется надеяться, что это напоминание послужит воссозданию скульптуры и возвращению зданию первоначального вида, соответствующего архитектурному замыслу Ж.Б. Валлена-Деламота и А.Ф. Кокоринова.

Особое место в творчестве Королюка занимает Эрмитаж. Еще в 1967 году по заказу Внешторгбанка СССР им был создан оригинал медали, предназначенной для тиража в золоте. На оригинале воспроизведена картина Пикассо «Любительница абсента» из эрмитажного собрания. С большим художественным вкусом передал медальер настроение сюжета, посвященного теме трагического одиночества обездоленных людей. К великому сожалению медаль не была тиражирована. В 1989 году к 225-летию Эрмитажа Королюком был создан «комплект», состоящий из двух плакеток и основной юбилейной медали, на лицевой стороне которой помещено изображение золотой скифской фигурки оленя. На оборотной стороне – здание Нового Эрмитажа со знаменитым подъездом, украшенным прославленными фигурами атлантов, созданных по модели немецкого скульптора И.Гальбига при участии А.И. Теребенева. На плакетах, поражающих бережным отношением автора к оригиналам, его стремлением с возможно большим сходством передать медальерным языком произведения двух величайших мастеров итальянской живописи, помещены «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля. Эти работы Королюка заняли одно из почетных мест в русском медальерном искусстве. Хочется надеяться, что тема Эрмитажа будет продолжена в его замечательном творчестве.

Особо любимой темой для медальера предстает культура Франции. Помимо медали «Фальконе» Королюк посвятил свои работы Бальзаку, Эдгару Дега, Жан-Жаку Руссо.

К французской теме относится и медаль, посвященная великому микробиологу Луи Пастеру, исполненная по заказу института, носящего его имя. Медаль была тепло встречена отечественной и зарубежной прессой, о чем свидетельствует, в частности, публикация в самом престижном бюллетене Парижского монетного двора. «Биография» этой медали знаменательна еще и тем, что в 1982 году она побывала в космосе на борту станции «Салют-7» вместе с интернациональным экипажем СССР-Франция, проводившем научные исследования по программе, разработанной учеными института. На оборотной стороне медали слова Пастера: «…верю, что знание и мир восторжествуют над невежеством и войной».

Одна из работ из числа созданных в последние годы – это тиражированная Петербургским Монетным двором плакета «И.И. Левитан». Оригинальный поясной портрет выполнен по мотивам графической работы Л.Бакста и удивительно точно передает душевное состояние болезненного художника, прискорбно рано ушедшего из жизни.

Работы А.А.Королюка с успехом демонстрировались на многочисленных международных и иных престижных выставках. В ряде конгрессов, сопровождавших выставки, Королюк принимал непосредственное участие (Краков, 1975 г.; Будапешт, 1977 г.).

Свидетельствами взаимных добрых чувств художника и его друзей являются плакеты в память главного художника Ленинградского Монетного двора Н.А. Соколова, главного инженера того же предприятия В.Е. Мигачева, много сделавшего для совершенствования технологии производства монет и медалей, в честь директора завода «Монумент-скульптура» В.П.Степанова. Особой теплотой отмечена юбилейная плакета, в честь нашего крупнейшего в исследованиях медальерного искусства специалиста Е.С. Щукиной, посвятившей, в свою очередь, художнику такие строки:

«Воспел он подвиг русской славы,
Сынов воинственных держав:
Петра, Донского, Ермака…
Его прилежная рука
Изобразила Фальконета
И памятник, известный свету
Как «Медный всадник».
Увековечена в металле
Плеяда доблестных умом,
Вершителей благих трудов:
Домье с улыбкой свободной
И Скотт – романтик благородный,
Слегка язвительный Линней,
Бальзак в кругу живых теней.
Пастер – спаситель человека,
Коперник – сын великий века
И Данте отрешенный…»
  

В 1968 году А.А. Королюк был награжден орденом Дружбы народов. Благополучное медальерное творчество благодаря его мужеству справедливо сравнимо с подвигом, ибо по злой воле рока оно совмещалось с многочисленными тяжелыми физическими травмами, последующими сложными хирургическими операциями и моральными переживаниями. И каждый раз художник все-таки находил в себе силы, чтобы перенести страдания и вернуться к столь необходимому людям творчеству.
Благополучия и новых успехов тебе, наш дорогой друг Алеша!

Д.Робинсон

 

 

                                                                                                                                                 
Медальер Алексей Алексеевич Королюк. С поколением молодых скульпторов, входивших в искусство 1960-х годов связано открытие «нового» эстетического пространства пластической культуры. Медальеры находились в поиске новых средств выразительности. Важным становятся и исторические корни, и особенности воплощения, и, естественно, социальный и культурный контекст времени. Расширяется тематика и, главное, совершенствуются изобразительные средства для воплощения новых творческих замыслов. Современное поколение скульпторов стремилось уйти от изобразительных штампов соцреализма, вернуть медали значение художественного произведения, посвященного выдающимся событиям и личностям мировой и отечественной истории. В медали-персоналии решалась проблема соответствия пластического и образного: соотношение фона и рельефного портрета изменилось в пользу последнего – он стал масштабнее и монументальнее. Скульпторы стремились к более глубокому «вживанию» в образ, старались отделить первостепенное от случайного, увидеть в характере модели черты созвучные современнику. Реверс, ранее выполнявший функцию дополнения в виде краткого текста-посвящения, начал приобретать более образный самостоятельный смысл, вместе с тем подчиняясь содержанию и пластике аверса. В середине 1960-х гг. начался творческий путь Алексея Алексеевича Королюка, ставшего ведущим ленинградским медальером второй половины ХХ в. . Творческую судьбу мастера определил 1963 г., когда он впервые получает заказ Министерства Культуры на выполнение трех памятных медалей – русскому архитектору М. Казакову, академику кораблестроения А. Н. Крылову, русскому полководцу М. И. Кутузову. Эти работы объединяет композиционное решение аверса, свыразительным, данным крупным планом, портретом героя, и реверса, с лаконичной по смыслу и форме надписью.Портрет в этот период является ведущим жанром для медальера. Психологизм в решении образа, скульптурная лепка рельефной поверхности медали, надписи по кругу аверса отсылают нас к произведениям эпохи Возрождения. Характеризуя работу над портретом, Королюк считал, что «нельзя начать создание медали, не уяснив для себя главную идею, руководившую всей жизнью и творчеством личности, которую ты увековечишь для будущих поколений. Сама подготовка медальера к работе подразумевает знакомство с уже созданными произведениями на эту тему. Это важно для того, чтобы не дать себя увлечь варианту банальному, лежащему на поверхности» . Медальер вспоминал, что, работая над портретом Кутузова, он стремился подчеркнуть в лице немолодого полководца то волевое начало, вокруг которого сплотилась победоносная армия. Монументальность портрету придает формальное решение аверса – профильное изображение занимает практически все поле медали. Важную смысловую нагрузку несут слова А. С. Пушкина на реверсе – «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России» (ил. 60). Королюк считал себя мастером, тяготеющим к традиционному, классическому направлению, и находил, что веками устоявшаяся круглая форма медали является единственно приемлемой. Однако, даже исполняя официальный государственный заказ, он старался внести новые нюансы всистему трактовки поверхности . Примером является медаль, посвященная русскому архитектору Матвею Казакову (1964), где вогнутые поверхности аверса и реверса помогают достичь ощущения особой гармоничности формы. Удачей в этом направлении можно считать также медаль, посвященную художнику Э.-М. Фальконе (1966). Четырехгранная форма включает в себя круг. Именно в этот круг «вписан» на аверсе профильный портрет знаменитого французского скульптора (вправо) и прекрасно подобранный шрифт в духе исторической эпохи для написания его имени, на реверсе – «Медный всадник» и даты 1716 – слева, 1791 – справа. В 1968 г. Ленинградский монетный двор выпускает следующую медаль, посвященную 100-летию со дня рождения «буревестника» революции Максима Горького. На аверсе – профильный портрет писателя, в динамичном повороте головы с развивающимися волосами, на реверсе – две лаконичные надписи, расположенные по обе стороны края медали – вверху крупным шрифтом – «Горький», внизу – «100 лет со дня рождения».В последующих работах Королюка при композиционном решении персоналий будет преобладать лаконичный портрет героя с использованием крупного плана, чуть ли не во все поле аверса. Этот прием станет характерным для медальера. «Портретная медаль привлекает меня, как и большинство художников, прежде всего, возможностью проникнуть в мир идей выдающейся личности, узнать, как можно больше о ней, об эпохе. Сплавить эти знания в новое произведение, окрашенное собственной индивидуальностью. Приобщиться к памяти этого человека со своих личных позиций и, вместе с тем, с позиций современного общества. Вновь возродить лучшее из того, что оставила эта личность человечеству. Мне как художнику, творцу не раз приходилось испытывать радость от того, что под моими руками знакомые, казалось бы, хрестоматийные черты оживали вновь и запечатлевались в вечном материале» («Портрет академика С. П. Королева», 1966; «Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко» 1974; «Корабельный инженер В. П. Костенко», 1981; «И. П. Павлов», 1982; «Н. Вавилов», 1987; «Академик П. А. Ребиндер», 1988; «Джон Говард», 1990). Более разнообразным по своим формальным приемам станет последующее десятилетие, определившее уже зрелый творческий подчерк А. А. Королюка. Следуя тенденции поиска новых форм и включения смежных жанров в композиционную систему аверса и реверса, медальер выполняет в 1976 г.плакету , посвященную памяти известного русского портретиста XIX в. В. А. Тропинина. Поверхность рельефа обработана в манере экспрессивной лепки скульптора, на реверсе «процитированы» знаменитые «Кружевницы». Заметим, что этот прием был использован медальером прежде в «Любительнице абсента», созданной еще в 1973 г. по заказу Внешторгбанка СССР. Королюком был создан оригинал медали, предназначенной для тиража в золоте, на котором была воспроизведена картина Пикассо «Любительница абсента». С большим художественным вкусом передал медальер настроение сюжета, посвященного теме трагического одиночества обездоленных людей. К сожалению, медаль не была тиражирована. К истории культуры Франции медальер обращался и в последующие годы, посвящая свои медали Бальзаку, Эдгару Дега, Жан-Жаку Руссо. Главным материалом медальер всегда считал металл, особенно бронзу, его способность выявлять различные нюансы рельефной поверхности (не имеет значения, штампованная или литая). Именно в металле он находил неисчерпаемые пластические возможности. Тем не менее, приветствовал использование таких материалов, как фарфор и стекло, в медальерном искусстве (заметим, что одна из его медалей – «Данте» выполнена в бисквите). «Надо всегда знать, – говорил Королюк,– тиражируется медаль или отливается. Если она отливается, значит, ты имеешь возможность сделать какие-либо относительно приличные выносы, которые никак нельзя выдержать при чеканке. Бывает, что с большими рельефами справляется штамп. Но когда медаль литая, она носит в себе какую-то прелесть, всегда есть возможность довести ее до совершенства. Берешь ее в руки и не хочешь отпускать – красивый кусок металла с фантастическим рельефом» . Прием «монтажа», который впервые применил Королюк, демонстрирует мастерское владение современными технологиями. В 1982 г. А. Королюк выполнил медаль, приуроченную к 225-летию создания Академии художеств. «Впервые в советской медальерной школе на ней было помещено изображение старой русской медали, чеканенной по случаю основания Академии. Этот прием послужил своеобразным стартом для многих авторов, использовавших его впоследствии при создании памятных монет и медалей», - свидетельствует исследователь и коллекционер Д. Робинсон . На аверсе медали – здание Академии, на куполе – статуя Минервы (которой в восьмидесятые годы просто не было) . В 1990 году исполнилось 200 лет со дня смерти в Херсоне английского филантропа, врача и гуманиста Джона Говарда, который посвятил свою деятельность борьбе за улучшение условий больных холерой. Королюку Ленинградским Монетным двором была заказана медаль в ознаменование этого события. И художник воплотил все свое мастерство и знания в композиции медали, умело писанной в круг. Взяв за основу тип ренессансной медали, Королюк заполняет почти все поле аверса высокорельефным, профильным, обращенным влево портретом Говарда. «Острая» лепка создает объем, который «пронизывает» единое движение. Ему вторит надпись, пущенная по кругу: «Джон Говард». Интересное решение мастер придумывает для реверса: по краю медали расположена змея, пожирающая себя, как символ вечности. Используя образы повествовательного характера, медальер переплетает элементы иносказания, аллегорию и конкретный смысл. В верхней части медали – изображение солнечных часов, под которыми выгравирована надпись на английском языке: «Джону Говарду от благодарных граждан Херсона». Ниже – даты рождения и смерти филантропа римскими цифрами – «MDCCXXVI–MDCXC» (1726–1790). В личной беседе Королюк рассказывал, что, собирая необходимый исторический материал, он узнал следующее: «На могиле Говарда были поставлены солнечные часы – последняя просьба ученого. Поэтому я решил изобразить их на медали, сохраняя, таким образом, мемориальный характер произведения» . Эпиграфика у Королюка, как правило, ясная, может быть стилизована в духе исторической эпохи. Как заметил А. А. Сазонов, «Королюк может одним шрифтом сказать о времени, дать импульс к размышлению» («Первому космическому полету», 1976; «Луи Пастер. 1822–1895»,1972; «Е. С. Щукина», 1979; «Данте», 1972). На вопрос о феномене отечественного медальерного искусства Королюк отвечал: «Мне кажется, наша медаль отличается, в первую очередь, очень серьезным и человечным подходом к изображению и изображаемому. Потом, изображение выдержано в каких-то добрых российских традициях. Кто-то говорил, что по развитию медали можно судить о развитии государства, потому что медаль отражает в себе очень многие моменты его становления. Вот и мы, сегодняшние медальеры, переносим на этот маленький диск все те перипетии, которые связаны с тем местом и временем, в котором мы живем» .
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     М.А. Чаркина, искусствовед